Рождение современных очков в том виде, в котором мы знаем их сейчас, пришлось на рубеж 20 века. Большую роль в их популяризации приписывают американской кинозвезде Гарольду Ллойду. Он использовал роговые оправы для создания своего знакового образа – одетого в деловой костюм предприимчивого персонажа в очках в немой комедии «Через забор». И был воспринят публикой «на ура».
Гарольд Ллойд, кадр из фильма «Через забор»
Вдохновленный успехом, он продолжил использовать этот образ, и когда через полтора года склеиваний и ремонта одних и тех же очков попросил у производителя дубликат, ему прислали 20 моделей бесплатно в благодарность за то, что он сделал роговые очки настоящим трендом. Это были первые из множества очков, используемых в кино в коммерческих целях. Ллойд невольно продемонстрировал успех скрытой рекламы.
На фото представлены оправы: Brendel, Guess.
В конце 30-х годов появилась новая форма женской оправы – «арлекин». Ее придумала американский антрепренёр Альпина Шинами, работавшая оформителем витрин в магазине одежды на 5-ой авеню в Нью Йорке. Вдохновившись карнавальной маской арлекина, Альпина создала модель со скошенными боковыми сторонами и приподнятыми уголками оправы. Пожалуй, самой знаменитой обладательницей «арлекинов» среди звезд кино стала Люсиль Бол, игравшая в очках в популярном ситкоме «Я люблю Люси».
Первые дизайнерские оправы были предположительно созданы в 1940 году французским кутюрье Марселем Роша, основателем дома моды Rochas. Они имели форму цветка, продавались исключительно в парижской студии дизайнера и являлись наглядным примером того, что мир моды готов к переменам.
В конце 40-х годов использование ацетата целлюлозы в литых оправах удешевило производство очков и позволило свободно экспериментировать с формой, цветом и украшением оправ. Мода требовала от женщин иметь сразу несколько вариантов под разные образы – драгоценную для вечерних мероприятий и более простую для повседневного ношения и занятий спортом. Американское производство было уже настолько развито, что появилась мода на узорчатые или кружевные ткани между слоями материала заушников. Иногда для создания декоративного эффекта ткань выступала наружу. К концу десятилетия магазин оптики можно было встретить в каждом большом городе.
50-е годы сыграли важную роль в увеличении значимости очков как обязательного модного аксессуара. Дресс-код постепенно становился более расслабленным. Женская одежда приобретала мягкие эстетичные черты. Аксессуары играли важную роль в женском образе, в частности, женщины стали воспринимать оправы как ювелирные украшения. Очки декорировали жемчугом и стразами, металлическими цветами и животными, имели вставки и гравировку, стекла очков были довольно часто съёмными, так что могли переставляться из оправы в оправу или даже превращаться в элегантный лорнет.
Оправы «highbrows», выполненные в форме бабочек и крыльев птиц, были особенно экстравагантны. Они напоминали диадемы, надеваемые на светские вечера. И все же женским фаворитом была форма очков в стиле «кошачий глаз» - преемница «арлекинов». Она выполнялась в различных стилях, от простых и скромных очков до внушительных размеров вдвое больше обычных.
Вопрос выбора очков, которые бы выгодно подчеркивали черты лица, требовал серьезного рассмотрения. Американские женщины даже посещали специальные мероприятия, на которых демонстрировались новые модели очков и способы их ношения. Проводились ежегодные конкурсы красоты, такие как «мисс привлекательность в очках» и «мисс красота в очках». В мае 50-х обложку британского Vogue украсила модель в элегантных коричневых «арлекинах».
В 55 году американская оптическая компания поручила всемирно известному итальянскому дизайнеру Эльзе Скиапарелли создать коллекцию оправ. Некоторые их них одновременно шокировали и вдохновили мир моды. Например, ресничная оправа из голубых перьев. Скиапарелли черпала вдохновение из работ художников сюрреалистов, Сальвадора Дали и Жана Кокто, с которыми сотрудничала время от времени.
На фото представлены оправы: Ray-Ban, Ballet Classic.
Находясь в резком контрасте с очками для женщин, дизайн мужских оправ оставался замысловатым и мужественным. Цвета оправ подбирались таким образом, чтобы соответствовать костюмам. Толстые и черные роговые, с рамкой из металла, имитирующие черепаховый панцирь – вот какие варианты были на пике мужской моды. Приверженцем подобных очков была звезда рок-н-ролла Бадди Холли. Однако самая культовая мужская права, появившаяся в ту эпоху, это «вайфареры» Ray-Ban.
В 60-е годы случилась пора экспериментов. Среди тех, кто творил на пике моды, был Оливер Голдсмит, славившийся самыми футуристичными формами оправ. Некоторое время были популярны оправы с эффектом «под древесный уголь», а также из тикового или розового дерева. Женщинам предлагалось приобрести оправы, обтянутые натуральной кожей змеи или ящерицы. По мере того, как десятилетие подходило к концу, футуристические темы начали уступать ностальгии, романтизму. Оправы, напоминавшие о прошлом, переживали всплеск популярности и дополняли моду на викторианские оборки и кружево. В 1964 году был запатентован новый материал - оптил. Он был гораздо легче ацетата целлюлозы и обладал эффектом памяти. Это означало, что при нагревании оправа принимала любую форму. С появлением этого материала размеры оправ достигли невероятных величин. Впервые их было легко носить.
На фото представлены оправы: Marc O'Polo, Valentin Yudashkin.
На фото представлены оправы: Max&Co, Mini.
Мода 70-х стала более изысканной, что проявлялось в дизайне и в используемых материалах. 80-е бравировали размером и яркими цветами, также была сделана ставка на пастельные полупрозрачные оттенки. Вернулись и маленькие круглые роговые оправы. В моду вошел минимализм, продержавшийся все 90-е.
Начало нового тысячелетия показало, что все возможные стили оправ уже созданы и существуют в бесконечных вариациях. Но главное, очки превратилась в модный аксессуар, который стали носить даже обладатели хорошего зрения.